u_96: (Default)
[personal profile] u_96
Часть 1 см. тут.

"...Следует заметить, что в составе Крымского фронта было много представителей кавказских народов, среди них армян, грузин, азербайджанцев. Особенно плохо воевали последние. Многие из них дезертировали в массовом порядке.

На вопрос: "Почему бежал?" у всех них был один и тот же ответ: "Курсак [желудок] больной". Многие в окопах якобы замерзали, хотя мороз не превышал 4-5 градусов. Идя в атаку, они винтовку засовывали под мышку, руки - в рукава шинелей и - вперёд. Если один из них был убит или ранен, то находившиеся рядом останавливались, садились на землю, образовывая живой круг, и выражали своё горе жалобными криками: "Вай, вай, вай...". Противник, видя неподвижную кучку солдат, открывал прицельный огонь и быстро уничтожал всех.

На фронте азербайджанцев презрительно называли "ялдашами", хотя это слово по-азербайджански обозначает "товарищ"...//...Вспоминая тяжёлые бои в Крыму, не могу не отметить, что большую помощь немецким войскам там оказывали татары. Из татар создавались целые национальные отряды, которые воевали на стороне немцев.

Хорошо зная горную местность, они помогали немцам выслеживать и убивать партизан, выявлять их замаскированные склады с оружием и продовольствием.

Бывший начальник политотдела родимцевской дивизии Федоренко во время моего пребывания в Венгрии рассказывал мне, что он партизанил в Крыму, где был свидетелем многих кровавых акций, проводимых татарами, когда без всяких оснований они расстреливали людей только за то, что те были русскими.

Со мной также произошёл в Крыму памятный случай в октябре 1942 года. При отходе от Перекопа наш батальон остановился в селе Изюмовка, километрах в 20 севернее Феодосии. Утром батальон снялся и ушёл, а мы с комиссаром Ковальчуком задержались. Я зашёл зачем-то в сарай, там на меня неожиданно напал здоровый татарин и стал душить. Завязалась драка. На шум прибежал комиссар Ковальчук и, изловчившись, застрелил татарина. После этого на тачанке мы поехали догонять батальон.

Считаю правомерным решение И. Сталина о выселении татар за их многочисленные злодеяния из такого стратегического региона, каким был и остаётся Крымский полуостров..."
/Иванов Л.Г. Правда о "Смерш". М.: Яуза; Эксмо, 2009/
From: [identity profile] bonbonvivant.livejournal.com
Прислали недавно из Крыма:

протокол военного трибунала ОО центрального штаба НКВД в Крыму от 28 мая 1942 г.

"Губарев И.Н., будучи командиром колайского партизанского отряда, Штепа С.И. комиссаром того же отряда, 9-10 ноября разоружили группу краснофлотцев и пограничников в числе 25 человек, вышедших из окружения противником под г. Алушта и пришедших в лес партизанить. Вместо того, чтобы удовлетворить их просьбу о принятии в Колайский отряд, Губарев и Штепа не дали им покушать, выгнали из отряда разоруженную группу, сопровождая руганью нецензурными словами по их адресу. Краснофлотцы и пограничники, уйдя из расположения партиз. отряда, разместились на ночевку в 2-х км от отряда в кошаре. На следующий день 11 ноября 1941 г. на эту группу напали румыны, в результате было убито 15 человек и 7 ранено. Раненные были доставлены в сан. палатку колайского отряда, с которых Штепой и Губаревым были сняты 3 пары сапог, отобраны часы, бинокли, полевые сумки и др. вещи и ими присвоены. В тот же день следовавший из Ичкинского в Колайский партиз. отряд для связи партизан т. Волков (сотрудник НКВД Ичкинского района) в пути в перестрелке с румынами был ранен и доставлен в палатку Колайского отряда. Губарев, договорившись со Штепой, решили избавиться от раненного Волкова, здоровье которого улучшалось. С этой целью предложили мед. фельдшеру Денислямовой Э. уничтожить Волкова путем дачи усиленной дозы морфия. Однако это средство умертвления не помогло, тогда Губарев и Штепа расстреляли Волкова".

Также к подвигам Губарева и Штепы относиться расстрел мл. лейтенанта Лехту, который пытался раскопать, что же твориться в отряде.
28 мая 1942 г. оба приговорены к "вышке" и в тот же день расстрел.

В целом, в партизанских отрядах в первое время была страшная грызня, военные во главе со штабом 48-й кавдивизии, ушедшим в партизаны, (Аверкин, Попов, Лобов)воевали с Мокроусовым (руководитель партиз. движения в Крыму), Мокроусов при поддержке военных пытался выбросить из партизан крымских татар, местные воевали с военными. Несколько раз дело доходило до поножовщины. К этому следует добавить разразившийся в лесах из-за перерешедшего на сторону немцев части крымского партактива и дилетантского подхода к маскировке складов, страшный голод, были случаи каннибализма. И при этом всем воевали и даже уничтожали целые отряды фашистов.

From: [identity profile] u-96.livejournal.com
>Как обычно не все так просто

А никто и не говорит, что "было просто". Война, это не пикник.

Date: 2009-04-30 06:25 pm (UTC)
From: [identity profile] warsh.livejournal.com
Как я понимаю, речь идёт не столько о татарах, сколько о крымских татарах.

С октября 1941 года было начато создание добровольческих формирований из представителей крымских татар — рост самообороны, главной задачей которых была борьба с партизанами. До января 1942 года этот процесс шёл стихийно, но после того, как вербовка добровольцев из числа крымских татар была официально санкционирована Гитлером, решение этой проблемы перешло к руководству айнзатцгруппы «D». В течение января 1942 года было завербовано более 8600 добровольцев, из числа которых было отобрано 1632 человека для службы в ротах самообороны (было сформировано 14 рот). В марте 1942 года в ротах самообороны служило уже 4 тыс. человек, а ещё 5 тыс. человек находились в составе резерва. В дальнейшем на основе созданных рот были развернуты батальоны вспомогательной полиции, число которых к ноябрю 1942 года достигло восьми (с 147-го по 154-й). В 1943 году было создано ещё два батальона.

Крымскотатарские формирования использовались при охране военных и гражданских объектов, принимали активное участие в борьбе с партизанами, в 1944 году оказали активное сопротивление освобождавшим Крым соединениям Красной Армии. Остатки крымскотатарских частей вместе с германскими и румынскими войсками были эвакуированы из Крыма морем. Летом 1944 года из остатков крымскотатарских частей в Венгрии был сформирован Татарский горно-егерский полк СС, который вскоре был переформирован в 1-ю Татарскую горно-егерскую бригаду СС, которая была расформирована 31 декабря 1944 и преобразована в боевую группу «Крым», влившуюся в Восточно-тюркское соединение СС. Крымскотатарские добровольцы, не вошедшие в состав Татарского горно-егерского полка СС, были переброшены во Францию и включены в состав запасного батальона Волжско-татарского легиона или (в основном необученная молодёжь) были зачислены в состав вспомогательной службы противовоздушной обороны.

Участие крымских татар в борьбе с немецкими оккупантами

Деятельность партизан в оккупированном Крыму принято делить на три этапа: ноябрь 1941 — октябрь 1942 года, ноябрь 1942 — октябрь 1943 года, октябрь 1943 — апрель 1944 года. На каждом из трёх этапов крымские татары принимали активное участие в партизанском движении. На 20 ноября 1942 года в Крыму насчитывалось 3734 партизана, среди них 2419 гражданских (в основном жители Крыма) и 1315 военных (главным образом уроженцы других регионов). Крымские татары составляли примерно шестую часть гражданских партизан. В основном из крымских татар состоял Судакский партизанский отряд. В связи с плохой организацией партизанской борьбы и постоянной нехваткой продовольствия, медикаментов и оружия, командование приняло решение об эвакуации большей части партизан из Крыма осенью 1942 года.

Во время второго периода партизанской войны в лесах Крыма оставалось всего около 400 партизан. Во второй половине 1943 года началась активная переброска в Крым новых кадров для активизации подпольной борьбы. Значительную их часть составляли уроженцы Крыма, в том числе немало крымских татар. В 1943-44 годах командный состав партизанских отрядов Крыма почти наполовину состоял из крымских татар (Аблязиз Османов, Сеит-Али Аметов, Джеббар Колесников, Мемет Молочников, Рамазан Куртумеров, Сейдамет Ислямов, Осман Аширов, Мустафа Мамутов, Талят Тынчеров, Серанеджин Менаджиев, Рефат Мустафаев, Мустафа Селимов, Измаил Хайруллаев и другие). Из 3472 партизан, находившихся в Крыму к 15 января 1944 года, 598 человек (17 %) составляли крымские татары. Среди партизан, боровшихся с немецкими войсками с первого до последнего дня оккупации (всего их около 20 человек) трое крымских татар: Мемет Молочников, Сеитхалил Кадыев и Куртсеит Муратов. Как писала газета «Красный Крым» в сентябре 1943 года, «…в партизанских отрядах сыны и дочери татарского народа вместе с русскими беспощадно уничтожали фашистов…»

В рядах Красной Армии на фронтах Великой Отечественной войны сражалось более 25 тысяч крымских татар. Пятеро крымских татар (Петай Абилов, Тейфук Абдуль, Узеир Абдураманов, Абдуреим Решидов, Сеитнафе Сеитвелиев) были удостоены звания Героя Советского Союза, а один (Аметхан Султан) стал Дважды Героем. Двое (Сеит-Неби Абдураманов и Насибулла Велиляев) являются полными кавалерами Ордена Славы.

Edited Date: 2009-04-30 06:26 pm (UTC)

Date: 2009-04-30 06:56 pm (UTC)
From: [identity profile] maxi-min.livejournal.com
Крымскотатарские формирования использовались при охране военных и гражданских объектов, принимали активное участие в борьбе с партизанами, в 1944 году оказали активное сопротивление освобождавшим Крым соединениям Красной Армии.

а карательные операции против мирного населения намерено обделены вниманием?

Date: 2009-04-30 07:00 pm (UTC)
From: [identity profile] festung.livejournal.com
/*В рядах Красной Армии на фронтах Великой Отечественной войны сражалось более 25 тысяч крымских татар. Пятеро крымских татар (Петай Абилов, Тейфук Абдуль, Узеир Абдураманов, Абдуреим Решидов, Сеитнафе Сеитвелиев) были удостоены звания Героя Советского Союза, а один (Аметхан Султан) стал Дважды Героем. Двое (Сеит-Неби Абдураманов и Насибулла Велиляев) являются полными кавалерами Ордена Славы.*/
Ага, откуда 25 тысяч?
Хотя...я тут нашел, что оказывается их было ещё больше: "...Всего награждено около 50 тысяч(!!!) крымских татар, и число это могло бы быть значительно большим, если бы массовые награждения в основном проводились не на заключительном этапе войны - в 1944-1945 годах, когда крымских татар к высоким наградам уже не представляли...."
Вона как.
По партизанам опять же ситуация непонятно откуда списана. Больше встречал упоминаний о том, как крымские татары активно косили под партизан при подходе РККА.

Date: 2009-04-30 08:27 pm (UTC)
From: [identity profile] govorilkin.livejournal.com
"Хотя...я тут нашел, что оказывается их было ещё больше: "...Всего награждено около 50 тысяч(!!!) крымских татар, и число это могло бы быть значительно большим, если бы массовые награждения в основном проводились не на заключительном этапе войны - в 1944-1945 годах, когда крымских татар к высоким наградам уже не представляли...."
Вона как. "

имеется мнение, что одной из причин вывоза крымских татар (за исключением членов семей воевавших на фронте), было то, что вернувшиеся на родину, фронтовики-татары (в большинстве своем вооруженные и имеющие опыт боевых действий) могут "не понять" своих "соседей" и провести среди них "разъяснительную работу" как надо Родину любить с летальными исходами обучаемых.
А еще, мне дико нравится табличка на стене бахчисарайского ж/д вокзала, с текстом на трех языках. Примерный текст:
"перед приходом немцев отсюда вывезли всех немцев, после ухода немцев отсюда вывезли татар, а еще через пару месяцев вывезли и прочих греков с армянами"

(no subject)

From: [identity profile] farkhad.livejournal.com - Date: 2009-04-30 09:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bonbonvivant.livejournal.com - Date: 2009-05-01 03:29 am (UTC) - Expand

Date: 2009-04-30 09:34 pm (UTC)
From: [identity profile] farkhad.livejournal.com
Ух ты.. писят тыщщ.. а на 39-й год кр.-татар всего 218 тыщщ вместе со стариками, бабами и грудными детьми.. и где ж, спрашивается немцы еще 20000 боеспособных кр.татар-мужуков нашли??
Емнип, в РККА было призвано около 20К кр. татар. из которых тыщ 15 дезертировали.. пробегало где-то такое, где - не вспомню, может и чёс..

(no subject)

From: [identity profile] festung.livejournal.com - Date: 2009-05-01 11:49 am (UTC) - Expand

Date: 2009-05-01 09:12 am (UTC)
From: [identity profile] bonbonvivant.livejournal.com
Герои СССР, и Герой Польши. Это:
1. летчик Амет-хан Султан, дважды Герой Советского Союза, родился в 1920 г. в Алупке, последняя Звезда была присвоена 29 апреля 1945 г.;
2. гв. майор Абдул Тэфик, родился в 1915 г. в Алуште, звание присвоено 20 декабря 1943 г.;
3. ст сержант Абдураимов Узеир, родился в 1916 г. в с. Джава-Кумыш, звание присвоено 15 января 1944 г.;
4. гв. полковник Рашидов Абраим, родился в 1912 г. в с. Мамашай, звание присвоено 27 июня 1945 г. (Звезда была вручена Горбачевым М.С.);
5. ст. сержант Сейтвелиев Сейтнафет, родился в 1912 г. в д. Талбадрак, звание присвоено 25 сентября 1944 г.;
6. гв. лейтенант Беркутов Ибрагим, родился в 1917 г. в селе Алма-Тархан звание присвоено 23 декабря 1943 г.;
7. ст. сержант Мусаев Сейтьюбрам, родился в 1920 г. в д. Арпат, звание присвоено 16 марта 1944 г.;
8. подполковник Абилев Фетислям, родился в 1918 г. в с. Шох-Али, данных о времени присвоения не сохранилось;
9. гв. капитан Адаманов Умер Акмолаев, родился в 1916 г. в д. Айвасел, Герой Польши;
10. гв. лейтенант Азизов Фазил, родился в 1919 г. в деревне Хорлы Ленинского района, звание присвоено 7 мая 1975 г.;

Полные кавалеры ордена Славы:

1. ст. сержант Абдураим Сейтвели, родился в 1914 г. в с. Юрт-Харлес;
2. гв. ст. сержант Велиляев Насибулла, родился в 1919 г. в д. Джавтобе;
3. гв. сержант Сейтаров Бахит, родился в 1919 г. в д. Тарахташ Судакского района.

Генералы:

1. генерал-майор Абляким Гафар, родился в 1917 г. в д. Кул-Сала Евпаторийского уезда;
2. генерал-майор Исмаилов Булат, родился в 1907 г. в г. Евпатория.

Date: 2009-04-30 06:26 pm (UTC)
From: [identity profile] d-pankratov.livejournal.com
"Считаю правомерным решение И. Сталина о выселении татар за их многочисленные злодеяния из такого стратегического региона, каким был и остаётся Крымский полуостров..."

так же :)

Date: 2009-04-30 06:28 pm (UTC)
From: [identity profile] u-96.livejournal.com
Аналогично. Кстати, у части 1 был великолепный постскриптум http://u-96.livejournal.com/1110434.html

Date: 2009-04-30 06:30 pm (UTC)
From: [identity profile] d-pankratov.livejournal.com
да, эту феерию я пропустил
с дамами спорить сложно, предпочитаю просто говорить: я вас понял, но не согласен :)

Date: 2009-05-02 02:34 am (UTC)
From: [identity profile] shopa-golic.livejournal.com
а мне вот сталин особенно впадлу что трубку курил.
не люблю я таких.
когда их наконец-таки будут выселять али отстреливать - поддержу.
и я верю это время придёт!

Отделим мух от котлет

Date: 2009-04-30 06:37 pm (UTC)
From: [identity profile] bonbonvivant.livejournal.com
Если это этническая чистка пятой колонны из стратегически важного региона, то думаю, что разумное решение. А вот с мотивом поведения в ВОВ категорически не согласен - вели себя не лучше и не хуже русских, украинцев, грузин. Лучше разве что евреи и белоруссы ))

Re: Отделим мух от котлет

Date: 2009-04-30 06:46 pm (UTC)
From: [identity profile] deadmanru.livejournal.com
Да ну? Количество предателей на душу населения у них поболее будет чем у русских. Так с чем это вы не согластны? С тем что выслали? Дык это наказание. Или вы думаете, что можно предавать и убивать и за это ничего не будет? Вариант ещё был, всех по УК наказать. Т.е. расстрелять! Так что они ещё легко отделались...
Это евреи из Ташкента там воевали? Которые ходили в синагоги всю войну, а потом через Иран после войны сдриснули?
(deleted comment)
(deleted comment)

Re: Отделим мух от котлет

Date: 2009-05-01 04:34 am (UTC)
From: [identity profile] u-96.livejournal.com
>Если это этническая чистка пятой колонны из стратегически важного региона, то думаю, что разумное решение.

На мой взгляд, Артём, это было именно это. Экстренная зачистка стратегически важного региона. Под предлогом наказания за военные преступления.

Date: 2009-04-30 06:34 pm (UTC)
From: [identity profile] deadmanru.livejournal.com
Элетронная версия книги
http://internet-freebie.net.ru/knigi/print:page,1,2395-pravda-o-smersh.html

Date: 2009-04-30 06:51 pm (UTC)
From: [identity profile] borianm.livejournal.com
Ну в принципе кто как из закавказских народов воюет последние 20 лет показали четко....

Date: 2009-04-30 07:48 pm (UTC)
From: [identity profile] zuof8.livejournal.com
- Вай-вай-вай! Камандыр! Кров жолтый бываит?
- Бывает...
- Ну тада я ранэн!

Date: 2009-04-30 10:22 pm (UTC)
From: [identity profile] igor13th.livejournal.com
все объяснимо.каждый как ни крути держится в случае экстрима за свое и за своих.разговор о толерантности друг к другу будет подобен фантастике ,при условии что в мире чтото как то неспокойно.как известно все ( и не только друзья ) познается в беде.при спокойствии и некоей стабильности в ссср братские народы и думать не смели о самостийности и несправедливости.чаша весов качнулась в сторону ослабления страны и все вокруг поменялось.война,а тем более мировая война была еще более сильным толчком к тому чтобы наружу вылезло все самое гнилое.с точки зрения логики,те народности что проявили себя во время той войны могли рассчитывать на полное уничтожение,отделались еще малой кровью.не вношу в оценку никакой эмоциональной нагрузки.просто сужу о ситуации так,как если бы это все относилось ко мне лично.а я предателей не прощаю и если резали вешали стреляли бы моих родных не пожалел бы ни кого причастного к этому ради мести.

Date: 2009-05-01 02:51 am (UTC)
From: [identity profile] mikekorn.livejournal.com
Национальный срач.

Не время и не место. Сегодня и сейчас.
Говорить, о национальной розни.
Служил... служил, бля, с вайнахами, татарами, кыргизами (которые киргизы)
С хохлами (которые украинцы), и с бульбашами (которые белорусы),
И с таджиками, казахами, даже с нивхами (из Еврейской автономной области:-))),
Хуйня, все это.
Человек, ЛЮБОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ, виден. Но, виден - по разному.
Иногда, как - говно. Иногда, как человек.
У восточных народов... семейственности больше. Если, я - твой брат, значит - ты, мой брат.
Говно, или человек...
Почти, по Городницкому...
Там, где кровь - порождает кровь.
А, слово - порождает слово.
Вот и получатся...
Что, народности в империи - видны, через семью (братьев, сватьев, уродов и героев)
А русские, видны - через себя:-))
И никого - более...
Слов - не хватает, для родства:-))
А, причастностью к семье... мы себя, не обременяем...
Самодостаточны, бля...
Не разжигание розни... просто, грустные наблюдения:-((

Date: 2009-05-01 04:42 pm (UTC)
From: [identity profile] tovarish-77.livejournal.com
выселение (изоляция) народов и вообще национальный вопрос, штука довольно распространённая в былом ХХ веке. Вспомним турок с их "армянским" вопросом, американцев с их интернированием в лагеря всех японцев американского гражданства после нападения Японии на Жемчужную бухту. О "еврейском" вопросе просто промолчу. На фоне этой деятельности товарищ Сталин - светоч демократии

Date: 2009-05-02 06:50 am (UTC)
From: [identity profile] indrih.livejournal.com
это ж люди неспроста так себя вели?

Date: 2009-05-02 07:55 am (UTC)
From: [identity profile] shopa-golic.livejournal.com
объяснили же - это были плохие нации. и жили не там - в стратегических областях. люди там тоже были плохие а вели себя ещё хуже.

Date: 2009-05-02 06:13 pm (UTC)
From: [identity profile] el-myg.livejournal.com
Приглашаю заглянуть сюда:http://stalinism.newmail.ru/narod/narod.htm

Date: 2009-05-03 10:24 pm (UTC)
From: [identity profile] vorchunn.livejournal.com
Тем не менее, книжка плохая (и не в смысле убитости фотографий). Интересной нформации там, наверное, на одноу статью наберется, воспоминаний - на короткий очерк. Автор, вроде, и был на фронте, и работал в "Смерше", а рассказать об этом не сумел практически ничего. Основной объем книги - "вода", причем созданная при помощи ужаснейшего канцелярита. Зато раза три рассказано о том, как к автору в штаб приезжал Берзарин, вручил орден, поцеловал и выпил водки.

July 2017

S M T W T F S
      1
23456 78
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 9th, 2026 06:29 am
Powered by Dreamwidth Studios