u_96: (Default)
[personal profile] u_96
Совершенно неожиданно понял, что придётся сделать некоторое пояснение к моему посту "Кое-что о герре Манштейне или "Авиация, как фактор спонтанного попадалова". (Кросспост - в warhistory). Пояснение, так-сказать, этического порядка...

Поелику в комментах обнаружилась попытка уличить меня в "мелком злобствовании", "не мужском поведении" и (это меня особенно тронуло) в том, что я "не был под бомбами", счёл необходимым ответить. Один раз, чтобы не тратить времени на подобную дребедень впредь.

Пункт раз. Перед кем мне испытывать пиетет, а на кого накласть с разбега - это моё личное дело и личное мнение. У вас, разумеется, может быть своё. И ради Бога. При всём уважении к вашему, я останусь при своём.

Пункт два. Я историк. Нет, не так... Я циничный историк. Ибо если буду привносить в свою работу чуть больше эмоций, чем требуется, чтобы не упасть со стула, то стремительно "изойду слезами к вам на стол". А оно мне надо?

Пункт три. Я вообще люблю стебаться. Старик Карамзин был совершенно прав, уверяя, что лучше всего история познаётся через анекдоты. В кулуарных спичах (к которым я и отношу ЖЖ-посты) стёб придаёт сухим историческим фактам ту самую "читабельность", которая чаще всего отталкивает непрофессионалов от строгих монографий... А вот полезет ли чел после моего стёба самостоятельно копаться в материале, это уже лично его самостийное дело. Повторюсь - я никому своего взгляда не навязываю. Просто считаю, что если ко всему относиться серьёзно - скоро сдохнешь.

Пункт четыре. Знатно повеселил тот факт, что ни один из критиков не взялся опровергнуть сам момент замалчивания и лжи со стороны Манштейна. Т.е. концепция комментаторов свелась к мысли "да, мы знаем, что он лжёт. Но он был на войне, а ты - нет. И это не даёт тебе права так беспардонно уличать Манштейна во лжи". Гм... Я за свою жизнь много где (в, над и под) успел побывать, но вот под бомбами как-то не случалось. Что со всех сторон не может не радовать. ;) Однако, не вижу в этом повода кое-кого не поуличать. Тем более - беспардонно, хе-х. Мужики же обсуждают промеж себя женские прелести, ни разу не пришив себе сисек, а бабы перетирают косточки мужикам, не отрастив себе куёв. Так почему бы после этого мне, кандидату исторических наук, не порассуждать о войне и её участниках? Тем более - основываясь на свидетельствах непосредственных участников событий, а не на эвентуальных репликах из серии "как тебе не стыдно?!" ;)

Пункт пять. Касательно "мелкого злобствования". Если отвлечься от стёба, то вышеперечисленные в посте про Манштейна факты были вышеперечислены вовсе не ради стёба. А как наглядный показатель того, что мемуары генерала-фельдмаршала отнюдь не так безгрешны, как этого хотел бы автор. Замалчивания определённых событий приватного порядка у Эриха плавно перетекают в сознательные искажения описаний военных действий. Т.е. успешно работает принцип "ложь маленькая порождает ложь большую". Словом, "единожды солгав..."

Пункт шесть. Dixi. Пошёл "мелко злобствовать" дальше... :D

Date: 2007-12-07 07:59 pm (UTC)
From: [identity profile] prof-umoriarty.livejournal.com
"попытка уличить меня в "мелком злобствовании", "не мужском поведении" и (это меня особенно тронуло) в том, что я "не был под бомбами", счёл необходимым ответить." -вот отвечать это ты зря. Нехай клевещут.

Date: 2007-12-07 08:02 pm (UTC)
From: [identity profile] u-96.livejournal.com
Пост вывешен как раз для того, чтобы было куда таковых посылать. Предупредительно. Перед тем, как послать чуть дальше. Вот такой я гнилой интеллигентишкО. ;)

А....догнал...

Date: 2007-12-07 08:09 pm (UTC)
From: [identity profile] prof-umoriarty.livejournal.com
Выстрел в воздух? А потом на поражение?

Re: А....догнал...

Date: 2007-12-07 08:10 pm (UTC)
From: [identity profile] u-96.livejournal.com
Мэтр, мы всегда понимали друг друга. :)

Date: 2007-12-07 08:30 pm (UTC)
From: [identity profile] dosenoffner.livejournal.com
Как Вы могли покуситься на святое? Любому нормальному человеку известно, что в немецких мемуарах нету и намека на ложь!

Date: 2007-12-07 08:42 pm (UTC)
From: [identity profile] u-96.livejournal.com
>Как Вы могли покуситься

Да вот долго искал на что, а тут подвернулось это!..

Date: 2007-12-07 11:17 pm (UTC)
From: [identity profile] glorfindeil.livejournal.com
Да там и с рассвой чистотой надо проверять всё.

Манштейн, Апштейн, Зильберштейн, Хаймович... Вот и выяснится что он на самом деле в рамках одной "теории" имеет общее происхождение с японцами... ;-)))))

Date: 2007-12-07 08:32 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/pastor_rk_/
*скупо прослезился*

Капитан, сцуко, добрый...
но...
"... ....у .....ь....оны.... ные... ....ры....ные... а... в... .о!!!" Сказал Капитан и грязно выругался.
Это я к чему - да пошли они все накуй. А вообще согласен с предыдущим оратором.

Date: 2007-12-07 10:32 pm (UTC)
From: [identity profile] prochor9.livejournal.com
Ну, прям фронтовое братство в комментах, так трогательно:)

А вот "на куй" - не надо, должны же быть представлены разные мнения, это ж архиполезно для исторического труда, епть! Что бы мы, к примеру, знали о Манштейне, если бы не Питер Бамм:).

Date: 2007-12-07 10:43 pm (UTC)
From: [identity profile] u-96.livejournal.com
>А вот "на куй" - не надо

Так ведь его и не последовало. Пока.

>Что бы мы, к примеру, знали о Манштейне, если бы не Питер Бамм

И Г. Бидерман. И П. Винцер. И Г. Манолиу. И ТыДы.

Date: 2007-12-07 10:55 pm (UTC)
From: [identity profile] prochor9.livejournal.com
И как они к нему?

Date: 2007-12-07 11:08 pm (UTC)
From: [identity profile] u-96.livejournal.com
Первый - крайне положительно. Тем веселее, что его описание обстоятельств третьего штурма Севастополя в некоторых местах откровенно "подставляет" Манштейна и его мемуары.

Date: 2007-12-07 11:30 pm (UTC)
From: [identity profile] prochor9.livejournal.com
А сам он историк или участник тех событий? Может Манштейну и виднее?:)

Вспомнил историю с знаменитым биографом, специалистом по жизни Гете. Гете как-то написал, что тогда-то тогда-то "я влюбился в эту женщину". Биограф в своих комментариях уверенно поправил: "Тут Гете ошибается, в это время он еще не был в нее влюблен":)

Date: 2007-12-07 11:34 pm (UTC)
From: [identity profile] u-96.livejournal.com
Вот уж кто-кто, а Бидерман видел штурм из самого первого ряда. Это Манштейн смотрел на события с галёрки... ;)

Date: 2007-12-09 02:04 pm (UTC)
From: [identity profile] drakonit.livejournal.com
Кстати, а сам Бидерман часом не превирает (безотносительно к тому, что мемуары его - документ познавательный и интересный)... судя по его писаниям, советских танков у Мекензиевых гор он наколотил немало...?

Date: 2007-12-09 03:32 pm (UTC)
From: [identity profile] u-96.livejournal.com
Укажи страницу, где он такое плетёт - я по памяти не помню.

Date: 2007-12-10 12:17 pm (UTC)
From: [identity profile] drakonit.livejournal.com
Страницу не могу, ибо электронный вариант мемуаров.
Из главы 3.
"...Мимо промчался батальонный посыльный, отчаянно выкрикивая: «Танк! Танк!» Высунувшись из-за стального щита, защищавшего орудийный расчет, я заметил темный контур башни, медленно продвигавшейся между домами. Прижав правый глаз к резиновому кольцу оптики, я старался не выпускать из виду тяжелую машину, частично спрятавшуюся в боковой улице. С колотящимся сердцем я быстро повернул ствол туда, где в последний раз видел вражеский танк. Дистанция — 150 метров! Сердце почти выскакивало из груди, но я попытался спокойно дождаться, когда танк опять появится в поле моего зрения.
И вот стальной колосс уже угрожающе перемещается в прицеле с повернутой в нашу сторону мощной бронированной башней. Дрожащей рукой я нажал на кнопку выстрела. Орудие слегка отскочило назад, и через прицел можно было проследить траекторию 37-миллиметрового снаряда. В ужасе я смотрел на белый дым, который взвился в небо при ударе снаряда о башню. Рикошет!
— Танк в сорока метрах! — заорал я, не отрывая глаз от оптики...
...И вновь, прочно удерживая перекрестье прицела на центре контура танка, я нажал на кнопку выстрела. В ушах звенело от выстрелов, и мы были не в состоянии услышать разрыв снаряда на цели. Вольф и Конрад уже заряжали новый снаряд, когда я заметил тонкое облачко дыма, поднимающееся из башни, а через секунды после этого появилась ослепительная вспышка. Огромное черное грибовидное облако поднялось в морозное ярко-синее небо. Мощный взрыв сорвал башню с направляющих, когда внутри танка начали детонировать боеприпасы, она сползла с шасси, и ее длинная пушка неуклюже задралась к небу.
Пулеметная очередь вспорола свежий снег прямо перед нами. Сквозь звон в ушах мы услышали чей-то вопль: «Танк справа!» Четыре солдата ухватились за лафет и с напряжением, скользя по замерзшей земле, развернули орудие стволом в другом направлении. Я разглядел второй танк, медленно разворачивавшийся среди деревенских хат, и он медленно выходил на прямую, чтобы набрать скорость. Пуская клубы дыма из выхлопных труб, он разгонялся в нашем направлении, проламываясь сквозь деревянные заборы между садовыми участками примерно в 80 метрах от нас.
Тяжелый танк, переваливаясь с боку на бок, остановился, и его башня стала поворачиваться в поисках нашей позиции. Я поспешно попытался отыскать цель. Вдруг в перекрестье прицела орудийной оптики увидел круглое черное дуло вражеского орудия. Точно так же, как я уничтожил первый танк, сейчас вражеский стрелок наводил на нас свое орудие. Лихорадочно вводя поправки на снос и дистанцию, я оказался на какую-то долю секунды быстрее. Теперь лишь мгновение должно было решить, доживем ли мы до вечера или будем похоронены в безвестной могиле на позабытом поле боя. Наш первый снаряд с грохотом врезался в тяжелую башню, и мы увидели, как экипаж повалил наружу из задымившего танка.
«Танк справа!» Снова мы развернули ПТО и за горящими останками первого танка разглядели смутный силуэт третьего. Массивная машина, прорываясь сквозь дым, с грохотом двигалась на нас, а за ней бежали несколько русских пехотинцев с винтовками наперевес, громко крича «Ура!». Они быстро заняли самую дальнюю цепочку домов в Мекензиевых Горах. После попадания снаряда в корпус танка, где была толстая броня, он плавно остановился, а башня стала медленно поворачиваться в нашем направлении. Мы послали в танк еще один бронебойный снаряд, и его немедленно охватило пламя. Пока мы обстреливали ряды пехоты осколочными снарядами, Вольф и Конрад с дьявольской скоростью перезаряжали пушку. В защите нашей позиции к нам присоединился одинокий пулемет, и атака была отражена.
На большом расстоянии я заметил четвертый и пятый танки, мы открыли по ним огонь, и мимолетные тени башен исчезли за гребнем холмов."

Что за танки массово подбивал Бидерман? У защитников Севастополя к этому времени кажется оставались один Т-34, несколько БТ, бронеавтомобили...

Date: 2007-12-10 08:28 pm (UTC)
From: [identity profile] u-96.livejournal.com
>В сером свете утра 29 декабря

Итак, что имел СОР к 29 декабря 41-го?

В начале ноября вместе с отступающими частями Приморской армии в Севастополь прибыли 9 неопознанных лёгких танков (Т-26 из 5-го танкового полка майора Баранова 172-й дивизии, или Т-37/38 из разведбата 156-й дивизии). На 5 декабря из находящихся к тому моменту на ходу 9 машин был сформирован ОТБ без номера.

22 декабря транспорт "Жан Жорес" доставил из Новороссийска 81-й ОТБ (26 Т-26). 25-го декабря 81-й ОТБ сосредоточился у кордона Макензия №1. 29 декабря в понедельник с самого утра (как и свидетельствует Бидерман) наши 345-я стрелковая дивизия во взаимодействии с 79-й стрелковой бригадой штурмовали ст. Мекензиевы Горы. Их поддерживала полевая и береговая артиллерия, а также корабли, прибывшие с Кавказа. Только линкор «Парижская коммуна», обрушил на противника 444 снаряда... Об участии 81-го ОТБ в бою за Мекензиевы Горы 29 декабря лично мне ничего не известно, но вот какая фишка. Из рапорта командира ОТБ от 30.12.41 явствует, что на ходу имеется 22 машины. Что случилось с остальными 4-мя не уточняется. Чисто логически можно предположить, что 29-го декабря 81-й ОТБ, расположенный у кордона Мекензия №1, т.е. в двух плевках от ст. Мекензиевы Горы, тоже принял участие в атаке 345-й стрелковой дивизии и 79-й стрелковой бригады. Во время чего и лишился 4-х машин. Не факт, конечно, что их сжёг лично Бидерман... И уж точно он приврал насчёт "тяжёлого" танка. Вот такой расклад. :)

Date: 2007-12-11 07:20 am (UTC)
From: [identity profile] drakonit.livejournal.com
То, что приврал - не сомневаюсь. Вопрос в том не была ли подбита в ходе боев за Мекензиевы горы последняя севастопольская "тридцатьчетверка"? Кстати, старожилы Мекензиевых рассказывали, что после взятия немцами Севастополя в районе станции Мекензиевы горы действительно наш танк подбитый стоял... Убрали его вроде бы только после войны.

Date: 2007-12-11 07:51 pm (UTC)
From: [identity profile] u-96.livejournal.com
>Вопрос в том не была ли подбита в ходе боев за Мекензиевы горы последняя севастопольская "тридцатьчетверка"?

Не была. См. состав 81-го ОТБ на 1.6.42 в отрывке из "Доклада об использовании танков в Севастопольской операции..." http://u-96.livejournal.com/1281630.html?mode=reply

Date: 2007-12-07 11:35 pm (UTC)
From: [identity profile] u-96.livejournal.com
Да, кстати. Среди перечисленных мною фамилий - все непосредственные свидетели.

Date: 2007-12-07 11:41 pm (UTC)
From: [identity profile] prochor9.livejournal.com
Да, звучит убедительно.

Хотя, "с первого ряда" (из солдатского окопа, как я понимаю?) можно и не разглядеть полководческого таланта фельдмаршала Манштейна. Большое видится на расстояньи:).

Date: 2007-12-08 08:42 am (UTC)
From: [identity profile] u-96.livejournal.com
С какого расстояния? А то ведь можно вообще за дальностью ничего не увидеть, сведя аналитическую работу к песенке "куда-куда вы удалились?" :)

...Кстати, я нигде не отмечал, что Манштейн был начисто лишён полководческого таланта.

Date: 2007-12-08 09:22 am (UTC)
From: [identity profile] humanitarius.livejournal.com
Бруно Винцер вспоминал занимательнейшую историю о том, как Манштейн командовал батальоном. На марше все бели в касках. И батальонный командир тоже. Солдаты его очень любили. У солдат каски были стальные и тяжелые, а у Манштейна - из папье-маше

Date: 2007-12-08 09:31 am (UTC)
From: [identity profile] humanitarius.livejournal.com
Вай, сначала написал коммент, а потом заглянуЛ. о чем разговор был.

Date: 2007-12-08 10:17 am (UTC)
From: [identity profile] u-96.livejournal.com
Как раз про каску я тоже поминал в исходном посте - http://u-96.livejournal.com/1275584.html :)

Date: 2007-12-08 10:29 am (UTC)
From: [identity profile] humanitarius.livejournal.com
Ага. Воспоминание детства :-)

Date: 2007-12-08 12:05 am (UTC)
From: [identity profile] lustberg.livejournal.com
Если Вы не возражаете... Из Ваших постов делаю подборку сыну: "что такое настоящее отношение к истории". Пока малыш (нет и 3-х)- но и Ваш труд продолжается... Спасибо.
Мне когда-то повезло - учительница истории (с 12-ти лет в партизанском отряде, бояться отвыкла в детстве) считала допустимым разные мнения на уроках. Завидую Вашим ученикам.

Date: 2007-12-08 08:43 am (UTC)
From: [identity profile] u-96.livejournal.com
Опять неожиданное - пожалуйста. :)

Date: 2007-12-08 06:26 am (UTC)
From: [identity profile] zevaka-derevnia.livejournal.com
Поддерживаю на 100%. Особенно про историю и анекдоты. На мой взгляд, историю непрофессионалы запоминают в двух случаях: в виде анекдотов и во время драки. В Ваших
постах есть и то и другое.

Date: 2007-12-08 11:46 am (UTC)
From: [identity profile] prochor9.livejournal.com
Я тоже поддерживаю. Вобщем-то поэтому и читаю сей блог, а не только из-за совершенно очаровательных драконов, временами появляющихся тут:).

Есть, правда, одна проблемка во всех этих исторических историях. Поясню на примере. Я далеко не историк, но как-то читал книжку Шермана (кажется) о войне на Тихом океане. Ну, и там автор нещадно критикует какого-то японского адмирала (Курита?) за то, что он после заданной ему трепки не ввязался в бой и не начал преследование уже истощенного противника, что и дало бы ему желанную победу. Аффтор строг донельзя, обзывает бедного японца чем-то вроде трусливой бездари.

И к этому шермановскому высказыванию был такой сухой и спокойный комментарий русского военного переводчика (воспроизвожу по памяти, сорри), что пусть, мол, Куриту судят те, кто сам попадал в подобное положение. Двое суток вести бой без связи, без воздушного прикрытия, в условиях абсолютного превосходства противника во всех типах боевых кораблей и т.п. Что, конечно, Курита ошибся в том бою, но называть его идиотом и мудаком не совсем честно.

Я часто вспоминаю этот комментарий, когда читаю критику (и не только военную:). Всегда на деле все было сложнее, чем нам кажется. Порой одна неизвестная нам мелочь меняет оценку событий и действий того или иного манштейна на совершенно противоположную.

Хотя я и понимаю, что при буквальном следовании этому принципу история, как наука, заходит в полный тупик:).

Date: 2007-12-09 03:33 pm (UTC)
From: [identity profile] arseny-tsaplev.livejournal.com
Возник вот какой вопрос: а имеет ли сей Манштейн какое-либо отношение к Кристофу Герману Манштейну, который в 1740 году арестовывал Бирона?
Не в курсе?

Date: 2007-12-09 03:42 pm (UTC)
From: [identity profile] u-96.livejournal.com
Не имеет. По крайней мере, по словам самого командующего XI-й армией. Ему презентовали жизнеописание как раз того Кристофа Германа и Манштейн специально оговоривает - мол, прочёл с интересом о жизни своего однофамильца, но не родственника.

Date: 2007-12-11 07:24 am (UTC)
From: [identity profile] drakonit.livejournal.com
Кстати, в истории Крыма есть и другой генерал Манштейн - командир полка Дроздовской дивизии Белой армии в 1920 году. Командовал означенным полком будучи тяжелораненым - без одной руки. При Дроздовской дивизии был приписан еще один генерал Манштейн (!) - отец командира полка, участник балканских войн и русско-японской войны. Манштейн младший покончил с собой в эмиграции.
(См. Туркул "Дроздовцы в огне")

July 2017

S M T W T F S
      1
23456 78
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 30th, 2025 05:49 pm
Powered by Dreamwidth Studios