u_96: (Default)
u_96 ([personal profile] u_96) wrote2009-07-25 01:55 pm

"О слободе от моря до моря". Привалов и ЕГЭ...

"Говорят, намерения у авторов ЕГЭ были благие. Возможно. Готов здесь — для пущей краткости — не спорить и с тем, что, удайся царствие ЕГЭ в соответствии с планами, получилось бы для народного образования много плюсов; даже больше, чем минусов, — пожалуйста. Но посмотрим на первые же реальные плоды обязательности ЕГЭ; они мало-помалу просачиваются в газеты. В лучшие вузы пришли толпы абитуриентов с великолепными оценками по ЕГЭ — с нынешнего года вузы обязаны таких абитуриентов зачислять. Вот только люди сдавшие, судя по бумагам, русский язык на девяносто баллов из ста, не способны без ошибок написать заявление о приёме в вуз, а иные и изъясняются-то по-русски еле-еле. Специальность, к которой готовит вуз, этих людей не интересует: они шумными и радостными роями налетают на приёмные комиссии любых сколько-нибудь престижных вузов. Ничего, помимо корочек, пригодных для похвальбы, им от будущей альмы матер не требуется; не поместятся в вуз А, поместятся в вуз Б. Так что и до объявления результатов приёмной страды можно уверенно гарантировать: огромную долю бюджетных мест (а почитать панические блоги членов разных приёмных комиссий, так и все бюджетные места) займут эти люди с дутыми егэшными баллами.

Чтобы понять, что иначе получиться и не могло, не нужно быть министром образования и науки; видимо, даже лучше им не быть. Достаточно помнить старый анекдот про советского торгпреда, которому в лондонском клубе сказали, что когда джентльмен говорит «очко!», ему верят на слово: «И тут-то мне начало везти!» Вот и с дарованием неоспоримости оценкам, выставленным школой собственным ученикам, начало везти самым беспардонным. По рассказам знакомых, да и по тому же рунету я знаю: и в школах обеих столиц случалось, что учителя, например, не слишком тщательно отбирали у ребят мобильники. Но до массовых подсказок и (или) подтасовок дело всё-таки не доходило; в нынешнем году это пока ещё считалось как бы неприличным, да и проверяющих мелькало побольше, чем в глубинке. В регионах — особенно в национальных республиках — нравы оказались проще. А как вы хотели? Чтобы одни и те же люди (избирательные участки нередко располагают в школах) считали хорошим делом стопроцентное голосование за правильного кандидата — и не считали хорошим делом массовое выправление баллов своим же детям? И ведь заметьте: минобр активнейшим образом использует ЕГЭ и как бесспорное мерило качества работы школы и конкретного учителя. Поэтому учителя толкают в сторону фальсификации: возможность гарантировать поступление в вузы своим ученикам (если и бестолковым, и ленивым — всё равно своим); давление руководства — от директора школы и выше; желание обеспечить собственное служебное благополучие. К этому перечню можно даже не прибавлять взятки от родителей — он и так увесист. Но для правды жизни можно и прибавить. Представление о приличиях, как-то сдерживавшее иных учителей в этом году, впредь не будет сдерживать никого: насмотревшись на происходящее, и столичные учителя перестанут отказываться от массовой «помощи» своим ученикам.

В утешение начавшей волноваться публике обещана куча проверок, от депутатских до прокурорских, но проку от них не будет никакого; максимум, накажут пару стрелочников. Если найдут. Свидетельством того, что искать будут без фанатизма, служит тот факт, что результатов ЕГЭ по регионам никому не показывают. Опубликовано только количество 100−балльных оценок в регионе — и только о них говорят минобровские чиновники, но ведь даже самый глупый фальсификатор понимает, что «своему» не надо ставить 100 баллов: зачем привлекать к мальчику лишнее внимание? Надо поставить ему 93 — и он поступит, оттеснив всех этих московских баранов. А в том, что результаты ЕГЭ не будут массово пересматриваться, можно и вообще не сомневаться.

Открывающиеся перспективы катастрофичны. Я не только о неизбежном крутом падении качества — сначала вузовского образования, потом выпускаемых специалистов. Я ещё и о катастрофе, которая пришла во множество семей, где диплом — не корочка для похвальбы, а привычная уже нескольким поколениям часть жизненной стратегии. По учителям, врачам, инженерам пришёлся удар девяностых годов, заметно понизивший их общественный статус; теперь, когда они — часть из них — начали обживаться заново, по ним бьют ещё раз — сильнее. Теперь им резко сужают возможность выучить детей: понятно, что в нормальных городских школах никогда не будут рисовать баллы так бесшабашно, как нынче требуется, чтобы поступить в вуз на бюджетное место; а про платное место не всем ведь и думать можно. Но без заметного слоя людей с тремя дипломами (у него, у отца и у деда) страна обречена на деградацию.

«Эксперт» уже писал, что в северокавказских республиках сельский образ жизни быстро вытесняет городской — причём, добавлю, не настоящий сельский, неотделимый от каждодневного упорного труда, а «дотационно-сельский», без внятного дела, тупиковый. Города превращаются скорее не в деревни, а в слободы. Странным образом — через какой-то, прости Господи, ЕГЭ — эта безрадостная деурбанизация грозит теперь охватить уже всю Россию. Тем более что тут ЕГЭ будет дуть в одну дуду с кризисом. Кризис уплощает экономику, примитивизирует спрос на рабочую силу, ЕГЭ не будет пропускать в вузы тех, кто хочет и может учиться. Вот ещё в ВТО вступим, ещё сколько-то обрабатывающих отраслей схлопнутся. И будет большая сельская ярмарка: одни продают нефть и газ, другие — купленные на выручку тряпки. Чудо, как хорошо.

К сожалению, при всех наблюдённых красотах отменять ЕГЭ в его нынешнем статусе никто не будет — слишком долго минобр в ответ на любые вопросы и упрёки отвечал: зато мы внедряем ЕГЭ. Единственное, что всё-таки, кажется, ещё возможно, — сделать поступление по результатам ЕГЭ менее тотальным. Пусть он не распространяется хоть на горстку лучших университетов страны. Такое бывает: есть в стране, условно говоря, Эколь нормаль и Эколь политекник — и есть чёртова прорва других вузов, дипломы которых имеют ценность разве что декоративную. Но хотя бы это — позарез нужно сделать. Иначе ведь и правда — одичаем."
/http://www.expert.ru/columns/2009/07/20/raznoe//

[identity profile] sish.livejournal.com 2009-07-25 10:07 am (UTC)(link)
Интересно:а еще пять лет МГУ тоже учителя из каракалпакии будут помогать учиться? Или преподу МГИМО хватит взятки в пару барашков,как в какой-нибудь карачаево-черкесии? Так и преподов сильно много и сессий,барашков может и не хватить,даже при мизерном ценнике взятки. Что уж говорить о реальных размерах "проплат".
Что характерно-кто может себе такое позволить-он и сейчас учится за баблос.

[identity profile] pulman.livejournal.com 2009-07-25 10:08 am (UTC)(link)
то же самое было в Белоруссии после введения ЦТ - угробили среднее и высшее образование одновременно, чем темнее и забитие деревня, тем выше баллы в сертификате, а хуже всех сдают в столице :))))))

[identity profile] sish.livejournal.com 2009-07-25 10:10 am (UTC)(link)
"ещё и о катастрофе, которая пришла во множество семей.... Но без заметного слоя людей с тремя дипломами (у него, у отца и у деда) страна обречена на деградацию."
И еще о катастрофе:1917 года. Им резко сузили возможность выучить детей. Понабрали быдл,понаоткрывали советских вузов. Без заметного слоя людей с дворянством (у него,у отца и у деда) страна обречена на деградацию.

[identity profile] sahha.livejournal.com 2009-07-25 10:13 am (UTC)(link)
ДА!!
Если задуматься...это такую бомбу под будущие страны подвели!!

[identity profile] k23-kej5.livejournal.com 2009-07-25 10:15 am (UTC)(link)
мой бывший классный руководитель, блестящий пеагог, наставник и преподаватель физики. он регулярно обрганизовывал в школе дополнительные курсы, привлекал преподавателей из институтов, таскал нас по другим городам и странам,одним словом, заботился о том, что получится из его учеников. сейчас он крайне гневно отзывается о ЕГЭ, но при этом методу преподавания не изменил, дает все так же как и прежде, только старается оставить месяц-другой на подготовку к тестированию по своему предмету

[identity profile] k23-kej5.livejournal.com 2009-07-25 10:17 am (UTC)(link)
от этого комментария пойдет длинная ветка =)

[identity profile] slonok.livejournal.com 2009-07-25 10:37 am (UTC)(link)
всё правильно говорите

[identity profile] sish.livejournal.com 2009-07-25 10:47 am (UTC)(link)
если пойдет-удалю нафиг свой комментарий. Я не для флуда,просто довод уж больно знакомый.

[identity profile] sha-julin.livejournal.com 2009-07-25 10:59 am (UTC)(link)
Вообще-то престиж учёного и требования к выпускникам в СССР по сравнению с РИ возросли. И связано это было в том числе с ростом конкурса на поступление. А сейчас конкурсность отмирает вместе со вступительными экзаменами.

у нас на Физтехе уже началось

[identity profile] helvas.livejournal.com 2009-07-25 11:08 am (UTC)(link)
впервые в истории есть проходной балл, включая русский язык и нет права вето на собеседовании, где симпатичного провинциала зав.кафедрой мог просто взять :(

Хорошо в аулах про нас пока не особо. Но тенденция - песец всему :(

Осталось истребить олимпиадников....

[identity profile] dimorlus.livejournal.com 2009-07-25 11:08 am (UTC)(link)
А что, поступления в ВУЗ достаточно для получения диплома? Все эти сессии, зачеты, сдача дипломной работы - все это отменили вместе со вступительными экзаменами?

[identity profile] dimorlus.livejournal.com 2009-07-25 11:09 am (UTC)(link)
Которая и не замедлила наступить...

[identity profile] pasha-z.livejournal.com 2009-07-25 11:11 am (UTC)(link)
+100 :))))

[identity profile] klaaz.livejournal.com 2009-07-25 11:16 am (UTC)(link)
1. Преподаватели и администрация будут брать взятки за сдачу сессии (по крайней мере, в некоторых вузах) - тем более, что поводов для этого будет гораздо больше
2. На вузы будут элементарно давить (через представительства регионов, "своих" юристов, депутатов, прессу и т.д.).
3. Отчислять даже бюджетных студентов вузу в принципе невыгодно - ибо гос.финансирование вуза (включая оплату преподавательских ставок) зависит в том числе и от кол-ва студентов, обучающихся по бюджету.

[identity profile] k23-kej5.livejournal.com 2009-07-25 11:17 am (UTC)(link)
я имел в виду, что здесь есть место для дискуссии, не более того. кроме того, я готов согласиться

[identity profile] sha-julin.livejournal.com 2009-07-25 11:17 am (UTC)(link)
Нет, недосточно. А вот "баранов" с высоким балом по ЕГ оказывается достаточно, что бы занять все бюджетные места. И то, что из-за них не поступили и уже не поступят многие реально знающие, но небогатые абитуриенты - факт.

[identity profile] morbid-dezir.livejournal.com 2009-07-25 11:17 am (UTC)(link)
Да-да, посмеялся тоже :)

[identity profile] lakshin.livejournal.com 2009-07-25 11:20 am (UTC)(link)
Вспомните, что ли, чем у нас кончилась попытка отмены психотеста.

[identity profile] ban-dana.livejournal.com 2009-07-25 11:21 am (UTC)(link)
Есть ещё вариант - ввести централизованную проверку/раздачу ЕГЭ. Т.е. чтобы от людей на местах ничего не зависело. Это, конечно, технически тяжело сделать в масштабах России, но это - единственный вариант, при котором ЕГЭ не повлечет за собой тот разгул, который здесь описан.

[identity profile] init-0.livejournal.com 2009-07-25 11:27 am (UTC)(link)
не было, а есть...

[identity profile] http://users.livejournal.com/_brenner_/ 2009-07-25 11:32 am (UTC)(link)
Отлично. :)

[identity profile] morbid-dezir.livejournal.com 2009-07-25 11:32 am (UTC)(link)
Вот за это вашему классному руководителю - моё почтение. Чаще всего из-за ЕГЭ вся манера преподавания учителей в старших классах меняется полностью, в сторону подготовки к ЕГЭ, а не к изучению предметов. Это очень сильно ударяет по качеству материала и вообще образования.

[identity profile] dimorlus.livejournal.com 2009-07-25 11:37 am (UTC)(link)
1 Ну а без ЕГЭ они за поступление взяток не брали?
2 Я не очень понимаю как регионы могут на ВУЗы давить, но если могут с ЕГЭ, то смогут и без него.
3 Опять же причем тут тогда ЕГЭ?

Я, собственно, к тому, что проблемы тут явно не в ЕГЭ, или, во всяком случае, не только в ЕГЭ.

[identity profile] dimorlus.livejournal.com 2009-07-25 11:38 am (UTC)(link)
Я не в курсе этой истории.

[identity profile] sish.livejournal.com 2009-07-25 11:43 am (UTC)(link)
Да,как и увеличилось число ученых.
А про конкурсность-может быть я наивен,может быть оптимист и идиот,но мне хотелось бы поглядеть на результаты года обучения после всеобщего ЕГЭ. Увеличилось ли число отчисленных студентов? Может быть появились бриллианты из глубинки,котоыре ранее не могли поступить?

Page 1 of 6